Методические рекомендации.
Целеполагание на уроке.
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
1. предвосхищаемый результат деятельности;
2. предметная проекция будущего;
3. субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании
человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат –
образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
·
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей
урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии,
посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк
педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен
наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении
открытий ученики?
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным
и соответствовать планируемому результату.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая
(образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Цели должны быть:
·
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими
умениями и навыками.
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»...
Приведем пример: урок истории по теме «Реформы Петра I». Учитель поставил цели:
1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти.
2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.
3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного
исторического периода.
Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.
Вместо этого учебные цели должны звучать так:
1.Выберите государственные реформы, проведенные Петром I.
2.Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.
3.Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I.
Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.
На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.
Воспитывающие цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу
учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки,
самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом.
Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть
использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять... навыки;
На уроке должна быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Например:
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися,
перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности
их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока.
Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если
учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей
через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является
одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее
понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно
учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу
предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего
получение знаний.
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо
использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы
целеполагания классифицируются на:
1. Визуальные:
2. Аудиальные:
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и
придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется,
что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно
сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать
конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее).
Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой
записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать
на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется
домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и
неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план
действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество
мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и
поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить
процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или
выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и
направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?"
построили план действий:
1.
Повторить знания об имени прилагательном.
2. Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба
объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".
Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова
определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов
или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков
"Словосочетание", "Прямоугольник".
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на
обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем
дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного
обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой
необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено
цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на
выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности
всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы,
обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки,
а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после
шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож,
ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме
"Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две
группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Исключение
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".
Второй вид. Задается детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно
прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Домысливание
На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о
растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам
предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений.
Иногда бывает так: попадется нам на глаза редкий
цветок – спешим побыстрей сорвать его. Отправимся дальше своей дорогой, а
навстречу – ещё один цветок, и, кажется, красивее прежнего. Давай и его сорвём…
А тот, первый, можно, пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится
вроде, и чем мог очаровать – непонятно… Вспомните большие охапки лесных и
луговых цветов, которые везут в автобусах и электричках, когда возвращаются в
город с лона природы. И не букеты уже оказываются в руках у них, а измятые
веники, и не в цветочные вазы уготован им путь, а в ящики для мусора. Хотели
принести в дом красоту, а на деле ограбили природу.
Чтобы этого с нами не случилось мы, и поговорим
сегодня об охране растений. Тема урока так и называется “Охрана растений”.
1. Предлагается тема урока и слова
"помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю
детям ряды слов:
Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…
3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ
закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме
"Порядок арифметических действий в выражениях со скобками"
предлагается детям ряд выражений и ставится вопрос: "Что объединяет все
выражения? Как провести вычисление?".
(63 + 7):10
24:(16 – 4 х 2)
(42 – 12 + 5):7
8 х (7 – 2 х 3)
^ Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.
Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число"
для самостоятельной работы предлагается ряд выражений:
12 * 6 14 * 3
32 : 16 3 * 16
15 * 4 50 : 10
70 : 7 81 : 27
Проблема предыдущего урока.
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть
трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью
времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким
образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь
восстановить в памяти и обосновать.
Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество
приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить
буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить;
составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и
т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На запоминание и воспроизведение»:
- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не
стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при
котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из
биографии писателей.
«На понимание и синтез»:
-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию
фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких
заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного
литературного героя к другому; представить, что встретились с
героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.
«На понимание и применение»:
- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей
литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать
важность внимания.
- Практичность теории. Введение в
теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения
которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит
улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно
начать разговор о жизни и творчестве писателя.
Тему нашего урока вы узнаете
разгадав кроссворд.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует
себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это
коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый
чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение,
зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не
получится взаимодействия.
Торговкина Т.А. - завуч по УР; Крагель Л.Н. - завуч по НР, учитель 1 уровня; Дементьева И. В. - учитель
1 уровня