Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами,
относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную
роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального
состояния организма школьника, повышают роль двигательной активности.
Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать
дыхание, усилить крово - и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое
напряжение.
Физминутки могут сопровождаться презентацией, видеороликом, проводиться одним из учащихся,
учителем. Очень полезны тематические физминутки.
Основное напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, т.к. учащийся читает
не отраженные тексты, а смотрит на источник света – монитор. Для снятия зрительной нагрузки
во время работы в тетради или за компьютером учащимся рекомендуется в течение всего урока,
при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд.
В начале каждого урока необходимо напоминать учащимся (особенно в 5-6 классах) о
правильной посадке, в течение урока следить за положением рук, спины, ног. Смена видов деятельности
на уроке тоже дает положительные результаты.
Очень интересным для ребят бывает такой способ проведения отдыха: ребенок выходит к
доске, и, имитируя робота, выполняет несколько несложных движений (как бы
задает программу), а задача учеников повторить их. В итоге, даже выполняя физические
упражнения, эмоциональность урока повышается.
Физкультминутки активизируют внимание учащихся, повышают способность к восприятию учебного
материала, дают возможность учащимся «сбросить» накопившийся (например, во
время опроса), груз отрицательных эмоций и переживаний.