По – настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения –
Нет!
О нём говорят качества человека, которого производит страна.
Р.У.Эмерсон
Одна из важнейших проблем воспитания и образования на современном этапе развития общества – это проблема духовного и нравственного становления личности. Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов раскрыть и взрастить в душах детей потребность в вечных общечеловеческих ценностях, взращивать в себе человека с хорошим характером, с чистой совестью, человека с нравственными качествами.
5 февраля в СШ №3 г.Атбасар прошел областной семинар по теме «Структурно-содержательный и методический аспект предмета «Самопознание». В работе семинара приняли участие педагоги Атбасарского района, преподающие предмет «Самопознание» и тренер филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Акмолинской области Басболатова Алма Рахметулловна.
С приветственным словом обратилась директор школы Кизкенова Газиза Ануарбековна.
Модератор практикума - Торговкина Татьяна Алексеевна, сделала акцент на актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания связанной со следующими положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными характером.
Во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
И как никогда необходимо отметить важность и значимость урока «Самопознания». Урок «Самопознания» отличается от других уроков в концептуальном, мировозренческом, воспитательном, сущностном аспектах. Урок самопознания - это урок о Человеке.
В первой части насыщенной программы семинара творческой группой учителей самопознания СШ №3 был проведен практикум «Развитие познавательной деятельности учащихся, стремление следовать в жизни общечеловеческим ценностям и формирование навыков служения обществу на уроках самопознания в рамках обновленного содержания образования».
Как же выстроена структура урока самопознания, и какие методические приемы наиболее эффективно могут подойти к выполнению целей и задач урока? На эти важные вопросы постарались дать ответ через практические приемы участники практикума. Учитель самопознания Ионина Юлия Александровна отработала методический приём позитивного настроя, один из важных и значимых методов урока. Позитивный настрой на добро, любовь и свет создает в душе ребенка чувство равновесия, гармонии и внутреннего счастья, и покоя. Следующий методический прием, успешно применяемый на уроке, который нравится ученикам, вдохновляет учителей, это применение цитаты урока. Педагог Сепсуева Айна Михайловна продемонстрировала, как важно подобрать такую цитату, в которой отражалась бы та ценность, которую мы раскрываем на уроке. Что дает работа с цитатой - заученные наизусть и продекламированные возвышенные цитаты - все это останется в подсознании и будет способствовать развитию хороших мыслей, правдивой речи и здоровых привычек в повседневной жизни.
Ахметова Алия Кенжетаевна раскрыла методический прием рассказывание историй, притч. Другими словами, можно сказать – это своеобразный подарок от учителя.
Творческая деятельность, групповая работа – еще один из важных методов урока самопознания. Жумаенова Гульнар Болатовна и Лубинская Татьяна Викторовна показали, как общечеловеческие ценности можно прививать учащимся путем общегрупповых игр, разыгрывания сценок и творческой работы.
Следующий методический прием применяемый на уроке – это групповое пение. Для учителя это один из способов для включения соприкосновению детей к миру прекрасного, духовного. Песню учитель подбирает таким образом, чтобы в словах этой песни отражались те ценности и качества, о которых говорили на уроке. То есть происходит своеобразное осознание и понимание этих ценностей и качеств в душе ребенка.
И заключительный момент урока – это заключительная минута урока. Это своеобразный итог урок, учитель Казбекова Айгуль Мейрамбековна резюмирует урок. Важно подвести к этому этапу урока учеников, и самому учителю. Важно вспомнить о чем сегодня говорили на уроке. Вспомнить и запомнить, то есть отложить в сознании учеников свет, тепло и добро урока.
Во второй части семинара учитель самопознания Мартин Наталья Петровна провела панорамный урок с педагогами по теме «Семейные ценности», 7 класс. Учитель начальных классов Смагулова Аягоз Амановна провела урок по теме «Учимся дружить», 2 класс.
В заключительной части на этапе «Свободная трибуна» была проведена конструктивная обратная связь с участниками семинара.
Торговкина Т.А. заместитель директора по УР