В этом году нашему городу исполняется 175 лет! Этой теме были посвящены сегодня классные часы. В 10 «Б» классе прошел классный час на тему «Атбасару 175 лет». Ребятам было рассказано об истории появления станицы Атбасарской, о событиях, происходивших здесь.
Итак, наш город основан в 1845 году. Расположился он на правой стороне реки Жабай. Основан был как казачья станица. Предыстория связана с постройкой пограничного поста во второй половине 1830 годов на почтовом тракте Кокчетав-Акмола. Вокруг поста находился ров с водой и земляной вал. Небольшой отряд казаков нес почтовую службу, охранял караваны, которые шли через эти места из Средней Азии в Омск. Губернатор Западной Сибири Горчаков предложил построить вместо укрепленного пункта станицу Атбасарскую. Это предложение одобрил Николай Первый. И началось строительство. Началом летоисчисления нашего Атбасара считается день 6 июня 1845 года – день, когда команда мастеровых, прибывших на строительство Атбасарской, получила первое жалованье. А вот 1846 год значится в истории основания нашего города тоже неслучайно – в 1846 году состоялось торжественное открытие уже основанной станицы. Станица застраивалась по плану, разработанному Омским управлением. Это казачья станица, а значит, она должна иметь строгую планировку с прямоугольной сеткой улиц: восемь улиц, параллельных берегу, и двенадцать улиц, перпендикулярных им. В центре станицы – площадь, на площади Знаменская церковь. Построена она была в 1854 году. В укрепленной части станицы размещались казарма, полковые конюшни, цейхгауз, гауптвахта, провиантский магазин. В жилой части были административные здания, служебные и прочие постройки. По названиям улиц можно судить об их расположении – Центральная (улица Карла Маркса, Бегельдинова), Казарменная (улица Урицкого, Достык), Казначейская (улица Розы Люксембург, Атбасарская улица), Колодезная (улица Володарского, К.Мукушева), Набережная (улица Ленина, улица Победы), Непроезжая улица.
Название наш город получил тоже неслучайно. Город возник на пересечении караванных и скотопрогонных дорог, по которым перегоняли огромные табуны лошадей. Это было одно из самых известных мест торговли лошадьми – «ат базар», то есть конский базар. По другой же версии, название произошло от казахских слов «ат» - лошадь и «басар» - топтать, то есть пройденный лошадью.
К 1859 году в станице имелось все, что нужно для обустройства переселенцев – полковой дом и флигель, кухня, людская, конюшня, завозня, амбар с ледником; офицерская школа первой сотни, офицерская школа второй сотни, караульные дома, аммуничья, цейхгауз, дом для офицеров, пороховой погреб, пожарный погреб. Большое внимание и заботу уделяли лошадям – строили конюшни для строевых и почтовых лошадей, конный лазарет, манеж. Уже тогда было построено два магазина – от провиантского ведомства и Сибирского казачьего войска. Имелось и питейное заведение – винный подвал. Заложен артиллерийский парк, появились мусульманское и православное кладбища. К тому времени построено 206 дворов, а население составляло 1557 человек. Строится мечеть, появляются новые здания – одноклассное училище, казахские школы – мужская и женская, почтово-телеграфная контора, метеостанция. Росло и развивалось кустарное производство – салотопенный завод, паровая мельница, две водяные и пять ветряных мельницы, три кузницы и двадцать девять лавок. Расширялась станица, возрастало и ее значение как опорного поста русских войск – сюда перенесли окружной приказ Аманкарагайского округа.
Статус города станица получила в 1879 году связи с присоединением к России среднеазиатских владений, поскольку утратила роль приграничной крепости. И Атбасар стал уездным центром.
Широкую известность получил Атбасар благодаря своей Петровской ярмарке, проходившей ежегодно с 10 июня по 5 июля. С каждый годом она становилась популярней, потому что Атбасар находился в выгодном степном положении. Сюда ехали торговцы из Оренбурской, Пермской, Тобольской губерний, из Бухары. Главным товаром на ярмарке был скот и продукты скотоводства.
На рубеже 19-20 веков Атбасар выглядел, как и любой другой, типичный степной городок, выросший из казачьей станицы. Отсутствовало городское благоустройство.
На рубеже XIX—XX веков Атбасар имел типичный для степных районов облик городка, выросшего из казачьей станицы. Городское благоустройство отсутствовало. Застройка была в основном деревянной. В центре размещались капитальные постройки станичного и городского уездного управлений, жилые и торговые дома купечества. Каждый квартал включал в себя четыре дома с надворными постройками. Жилые дома зажиточного населения возводились из дерева, с крестообразной планировкой из четырёх комнат, под железной или тесовой кровлей. Дворы с хозяйственными постройками обносились оградой. Некоторые дома были выстроены с каменными полуподвалами. В декоре фасадов использовались характерные элементы деревянного зодчества: резные детали карнизов, наличников, ворот и ставней. Большинство жителей ограничивалось строительством пятистенка — двухкомнатного дома.
К 1914 году численность населения Атбасара составляла 3870 человек. Большое значение для экономики города имело строительство в 1939—1943 годах железной дороги Акмолинск — Карталы, связавшей Атбасар с Карагандинским угольным бассейном, Уралом и другими экономическими центрами страны.
Такова история моего города. С Днем рождения, любимый Атбасар!
Учитель русского языка и литературы Ю.Н.Плаксина